Вводится понятие «ликвидация накопленного вреда окружающей среде», под которым понимаются мероприятия по устранению вреда окружающей среде, возникшего в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.
Уточняются полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Определен порядок инвентаризации и учета объектов накопленного вреда окружающей среде. Предусматривается, что инвентаризация объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством выявления таких объектов, их обследования и оценки. Проекты ликвидации накопленного вреда окружающей среде должны предусматривать применение наилучших доступных технологий, а в случае их отсутствия допускается применение технологий, являющихся экономически эффективными и не превышающими нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
К вопросам местного значения относятся выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с привлечением подведомственных ему федеральных государственных бюджетных учреждений наблюдает за ходом ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Установлен порядок такого наблюдения.
К объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесены проекты ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Уплата денежных средств физическому лицу, реализующему лом и отходы цветных или черных металлов, должна производиться в безналичном порядке (Федеральный закон от 10.07.2023 № 304-ФЗ).
Таким образом, федеральными законодателем приняты меры по отслеживанию финансового транзита в указанных правоотношениях с целью обеспечения законности в сфере налогообложения и противодействию легализации доходов, полученных преступных путем.
Кроме того, с 1 марта 2024 года устанавливается нормативный документ в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий размещения отходов производства и потребления» (Приказ Минприроды России от 22.08.2023 № 534 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий размещения отходов производства и потребления»).
В нормативном документе приводятся технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие наилучшим доступным технологиям. Приказ действует в течение 6 лет.
Красноярский
природоохранный прокурор
советник юстиции Е.В. Горшков