На современном этапе развития общества, преступность в сфере информационно-телекоммуникационных технологий обретает особую значимость. В первую очередь это связано с тем, что совершаются такие преступления как правило удаленно, без прямого контакта преступника и жертвы, что в свою очередь создает определенные препятствия в раскрытии таких преступлений. Во вторых, с учетом распространенности использования гражданами средств мобильной связи, банковских услуг и сети Интернет, каждый хотя-бы один раз подвергался воздействию мошенников.
В текущем году следственным отделом МО МВД России «Енисейский» возбужден ряд уголовных дел по фактам мошеннических действий неустановленных лиц, которые путем обмана, посредствам мобильной связи и сети Интернет похищали принадлежащие жителям г. Енисейска и Енисейского района денежные средства.
Злоумышленники действовали по стандартным схемам, которые несмотря на неоднократное освещение в средствах массовой информации, продолжают безотказно действовать в интересах преступников.
Рассмотрим наиболее распространенные способы совершения подобных преступлений:
Пример № 1. Неизвестные лица представляясь сотрудниками банка или правоохранительных органов, сообщали своим жертвам о том, что неизвестные лица пытаются от их имени оформить кредит в банке, и убеждали о необходимости срочного оформления кредита, при наличии которого в дальнейшем неизвестным лицам банк не даст одобрение на получение еще одного кредита. В дальнейшем, после оформления кредита и получения денежных средств на банковский счет, мошенники предлагали перевести денежные средства на безопасный счет, который естественно находится в их пользовании.
Пример № 2. Мошенники предлагают своим жертвам инвестировать свои, либо взятые в кредит денежные средства в различные финансовые организации, либо принять участие в торгах и инвестиционных проектах, обещая при этом огромные доходы и возможность вывода денежных средств в любой момент. С целью придания видимости реального получения дохода, на первоначальном этапе дают возможность вывести часть денежных средств в качестве дивидендов, убеждая таким образом граждан вложить значительные суммы.
Пример № 3. Неизвестные лица путем использования подменных номеров и информации имеющейся в открытом доступе (на официальных сайтах органов внутренних дел), дозваниваются до своих жертв с официальных номеров телефонов правоохранительных органов и представляясь высокопоставленными сотрудниками силовых структур, просят оказать содействие в расследовании преступлений о хищении денежных средств сотрудниками банка. В дальнейшем убеждают о необходимости перевода денежных средств на безопасные счета.
Пример № 4. Неизвестные лица представляясь сотрудниками следственных органов сообщают о том, что с Вашего счета был осуществлен перевод денежных средств гражданину Украины, который подозревается в совершении террористических преступлений и диверсий, убеждает что перечисленные с Вашего счета денежные средства используются в преступных целях против Российской Федерации и соответственно в том, что Вы являетесь пособником совершения указанных преступлений. В дальнейшем, с целью предотвращения новых переводов, сохранения оставшихся средств и возвращения якобы перечисленных денежных средств, убеждает сообщить данные карты (в том числе номер, срок действия и карты и трехзначный CVC код с обратной стороны карты). Получив данные карты в дальнейшем совершает различные операции при которых списываются денежные средства.
При всех указанных схемах, мошенники обращаются по имени отчеству, что и убеждает граждан в том, что беседуют они с представителями банка или правоохранительных органов которым известны их данные. Однако получить такие данные не составляет никакого труда. Достаточно в программе сбербанк-онлайн набрать номер телефона для перевода денежных средств, где высветится имя, отчество и первая буква фамилии владельца счета и телефона соответственно.
В последнее время участились случаи взлома страниц социальных сетей, мессенджеров с последующим распространением обезличенных сообщений с просьбой одолжить денежные средства под различными предлогами, путем перевода на банковскую карту. При этом все настолько привыкли к общению со знакомыми в социальных сетях и мессенджерах путем переписки, не прибегая к элементарным мерам предосторожности, с легкостью перечисляет денежные средства на указанный счет. Хотя один телефонный звонок сделанный перед переводом денежных средств, мог бы разрешить неприятную ситуацию и сберечь Ваши средства.
Имеют место случаи использования преступниками компрометирующей информации интимного характера с целью получения денежных средств за ее нераспространение в социальных сетях. Данную информацию (как правило «откровенные» фото ) пользователи социальных сетей хранят на своих страницах, полагая что доступ третьих лиц к ней надежно ограничен, однако эти ограничения зачастую взламываются преступниками без особого труда.
Зафиксированы случаи совершения преступлений связанных с хищением денежных средств с банковских счетов с помощь программ удаленного доступа, которые по просьбе мошенников жертвы самостоятельно устанавливают на свои телефоны под различными предлогами, выдавая себя за сотрудников банка, иных кредитных организаций, брокеров на бирже, специалистов инвестиционных компаний, а получая доступ к телефону или иному устройству, похищают пороли для доступа в различные сервисы от Вашего имени совершают переводы денежных средств с Ваших счетов.
По фактам совершения подобных преступлений, следователями СО МО МВД России «Енисейский» ежегодно возбуждается не менее 50 уголовных дел, подавляющая часть из которых остается нераскрытыми, поскольку установить виновных лиц, находящихся в других регионах Российской Федерации, а то и вовсе за ее пределами, использующих при этом банковские счета и телефонные номера зарегистрированные на подставных лиц, практически невозможно. Наибольшее количество телефонных звонков от мошенников в текущем году поступало с территории Украины, Великобритании, Литвы и Латвии.
При совершении указанных преступлений мошенники используют психологические приемы, вводя своих жертв в состояние волнения и паники, не давая времени трезво оценить ситуацию, призывают незамедлительно совершить определенные действия под различными предлогами (например перечислить денежные средства на безопасный счет пока их не похитили мошенники, взять кредит пока мошенники не оформили от имени жертвы кредит и не похитили денежные средства).
Необходимо помнить, что сотрудники банков и правоохранительных органов для совершения звонков в своей профессиональной деятельности не используют мессенджеры, в том числе Телеграмм, Ватсап, Вайбер, не требуют предоставления личных сведений и данных банковских карт, а также переводов денежных средств на безопасные счета.
Также необходимо понимать, что за сохранность денежных средств хранящихся на банковских счетах ответственность несет Банк, и соответственно в случае списания денежных средств без Вашего участия, Банк обязан возместить причиненный ущерб. Однако, если действия по списанию денежных средств совершены вкладчиком самостоятельно, в том числе под влиянием обмана, Банк за указанные действия ответственности не несет.
Для того чтобы не стать очередной жертвой подобных преступлений, необходимо трезво и взвешенно оценивать ситуацию, не поддаваясь эмоциям и волнению перед совершением по просьбе неизвестных лиц каких либо действий с банковскими картами, счетами и денежными средствами, подумать о возможных последствиях и принять правильное решение.